Основной набор датчиков на ВАЗ 2112: схема, описание и расположение

Для того, чтобы автомобиль нормально работал, для мониторинга состояния систем используются различные контроллеры. Если в работе того или иного узла наблюдаются сбои, специалисты в первую очередь проверяют именно датчики. Из этого материала вы сможете узнать, где находится регулятор коленвала, скорости, датчик дроссельной заслонки ВАЗ 2112, и как произвести замену этих устройств.

Содержание

  • 1 Описание и особенности замены датчиков
    • 1.1 Положения дроссельной заслонки
    • 1.2 Скорости
    • 1.3 Коленвала
    • 1.4 Распредвала
  • 2 Видео «Диагностика ДФ в домашних условиях»
  • * Комментарии и Отзывы

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Типичные неполадки ДПДЗ

Неисправность датчика дроссельной заслонки можно определить по таким признакам как:

  • возрастание интенсивности оборотов при отключенной нагрузке;
  • ухудшение динамических показателей;
  • появление рывков при набирании скорости;
  • резкое останавливание мотора на нейтралке;
  • сигнальное оповещение лампочкой.

Кроме того существуют иные неисправности. Одной из самых частых является снижение толщины напыления основания в начальной части хода ползунка. Это не дает повышаться линейному уровню напряжения сигнала на выходе. Другая причинная связь может крыться в выходе из строя подвижного сердечника. Поломка какого-то одного наконечника способствует появлению большого количества задиров у основания. Как следствие, ломаются и другие, из-за чего происходит потеря контакта ползунка с резистивной частью.

Датчик дроссельной заслонки ВАЗ

Датчик дроссельной заслонки можно проверить самостоятельно, выполнив следующие шаги. Первым делом необходимо запустить зажигание, если не загорается сигнальная лампочка, то беремся непосредственно за преобразователь. Мультиметром следует замерять разность потенциалов между «−» и проводом ползунка. Полученные параметры не должны быть выше 0,7 В.

Далее нужно развернуть сектор для полного открытия заслонки. Затем опять следует перепроверить напряжение. Показатели должны быть не меньше 4 В. После этого надо включить зажигание, вынуть разъем. Опять померить сопротивление в месте контакта ползунка с одним из выводов. Прокручивая сектор, следить за показаниями мультиметра.

Передвижение стрелки должно осуществляться мягко и неспешно, поскольку толчки и резкие колебания указывают на поломку. Плавность функционирования прибора зависит от состояния пленочного резистора.

Датчик положения дроссельной заслонки бывает нескольких типов: пленко-резистивный и бесконтактный. Первый из них устанавливается заводом-производителем, второй автовладелец выбирает в процессе вождения и эксплуатирования машины. Длительность службы ДПДЗ может колебаться в зависимости от качества и соблюдения технологии при изготовлении прибора. Штатный агрегат можно не менять и 60 000 км, а иногда он требует замены и через 5 000 км.

Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ 2110

Приобретая датчик дроссельной заслонки, цена зависит от выбора его типа:

  1. Пленочно-резистивные являются самыми часто покупаемыми в кругу автомобилистов из-за бюджетной цены, но их срок эксплуатации практически не выдерживает критики;
  2. Бесконтактные – при более высокой стоимости (почти в два раза) длительный срок использования покрывает все расходы. Качественная работа прибора обусловлена действием принципа магниторезистивности. При покупке следует знать, что этот тип прибора функционирует при напряжении постоянного тока, пропорциональном углу открывания заслонки дросселя в системе впрыскивания топлива электродвигателя.

Вал датчика вращается по направлению часовой стрелки со стороны заслонки. Гарантия эксплуатационного срока составляет 3 года. Резистивный датчик водители не ремонтируют, а меняют на бесконтактный – он, бесспорно, надежнее. В его конструкцию входят ротор и статор. На ротор магнитное поле не действует, ведь в его основании лежит магнит. Статор является деталью, достаточно чувствительной к электромагнитному полю. Его сборка связана с программированием, поэтому прибор данной категории часто служит для установки в узлы электроуправления.

Неисправности

Есть несколько характерных признаков неисправностей, за счет которых можно обнаружить, что с регулятором дроссельной заслонки возникли проблемы.

  • Высокие показатели холостого хода;
  • При выключении передачи двигатель может заглохнуть;
  • Когда автомобиль набирает обороты, машину дергает, чувствуются рывки;
  • Динамика разгона существенно ухудшается;
  • Возникают плавающие обороты на холостом ходу.

Следует отметить, что подобные признаки могут быть характерными и при выходе из строя других узлов — регулятора холостого хода или модуля зажигания, например. Потому предварительно нужно проверить ДПДЗ.

Проверка состояния регулятора

Далее поговорим о том, как можно проверить данный датчик заслонки дросселя. Мероприятие необходимое, поскольку оно позволяет понять, действительно ли все беды из-за него, либо проблемы возникли по причине отказа других элементов вашего автомобиля.

Не редко начинающие автовладельцы делают поспешные выводы, опираясь на первичные признаки поломки. Отсюда лишние ремонтные работы, затраты.

Для проверки текущего состояния датчика положения дроссельной заслонки вам необходимо:

  • Измерить показатели напряжение на выходе ползунка, включив при этом зажигание и разомкнув контакты холостого хода;
  • Если проверка показывает, что напряжение составляет более 0,7 вольт, тогда датчик действительно вышел из строя;
  • Откройте заслонку полностью. В нормальном состоянии показатели напряжения должны составлять не больше 4 вольт;
  • Замерьте переменный резистор на сопротивление;
  • Для этого подключается омметр или мультиметр в режиме омметра на питание и на выход;
  • Медленно начинайте поворачивать дроссельную заслонку;
  • Параллельно следите за показаниями на приборе;
  • Если по мере открытия заслонки сопротивление так же медленно меняется, тогда агрегат работает исправно.

Если вы обнаружили в ходе проверки, что датчик неисправен, его нужно только заменить. Ремонту он не подлежит.

Резистивный слой, по которому передвигается ползунок, под действием силы трения стирается со временем. Из-за этого регулятор начинает выдавать неправильные данные, изменяются характеристики подаваемой смеси, ухудшается работа двигателя.

Отключение регулятораОтключение регулятора

Симптоматика неисправности датчика

В главном блоке управления заложена программа: если один из важных измерителей прекращает работу, топливовоздушная смесь готовится и подается по усредненным показателям, а на приборной панели включается предупреждающее табло Check Engine. Аварийный режим работы с повышенным расходом горючего служит явным признаком поломки какого-либо датчика.

Коварство ДПДЗ заключается в том, что он не ломается в привычном понимании. Когда резистивная пленка начинает истираться, сопротивление устройства меняется непредсказуемо. Контроллер то «видит» в цепи работоспособный датчик, то отмечает некорректные скачки напряжения и пытается перейти в аварийный режим. Отсюда определяется главный признак неисправности дроссельной заслонки – периодически мигающее табло Check Engine.

Неполадка сопровождается изменением поведения двигателя, а точнее:

  • «трясучка» и самопроизвольные остановки мотора, работающего на холостом ходу;
  • разгонная динамика отсутствует, после нажатия педали газа наблюдаются рывки и провалы;
  • повышенные холостые обороты силового агрегата (1500–2500 об/мин);
  • машина «не тянет» вследствие потери мощности;
  • рывки ощущаются и в процессе езды;
  • расход горючего повышается на 10–25%!

Повышенный расход топливаПеречисленные признаки могут быть вызваны добрым десятком причин, начиная от неисправностей системы зажигания и заканчивая износом деталей двигателя. Вот почему важно отсеять неполадки, лежащие на поверхности, в том числе некорректную работу датчика положения дросселя.

Разбираемся с датчиком кислорода

Определять артикулы датчиков нужно не по модели двигателя и даже не по нормам Евро, а только по блоку ЭБУ.

Датчик кислорода ВАЗ 2112

Разновидности датчиков концентрации кислорода (ДКК)

Число датчиков кислорода может равняться двум или одному – всё зависит от норм экологии. Также АвтоВАЗ использовал две разновидности датчиков – 0 258 005 133, 0 258 006 537 (артикулы BOSCH). Первые из них совместимы с контроллерами BOSCH M1.5.4, MP7.0 и Январь 5.1. Более новые датчики подключались к ЭБУ BOSCH M7.9.7 (Январь 7.2). Датчики двух разных типов отличаются даже внешне.

Блок ЭБУ в «Десятках ВАЗ» находится под пластиковой крышкой. Она расположена возле ступни переднего пассажира.

Красной стрелкой у нас отмечен первый, то есть основной датчик. Верхнее фото соответствует двигателю 21124 (1,6 л).

Расположение датчиков кислорода 21124 и 21120

Местоположение датчиков (21124 и 21120)

Моторы ВАЗ-21120 (1,5 л) могли отвечать стандарту Евро-3, и тогда за основным датчиком приваривался «удлинённый» катализатор. Второй датчик находился за ним, то есть за «банкой». Уточним:

  • Стандарту Евро-2 соответствует конструкция с одним датчиком (основным);
  • При переходе к нормам Евро-3 добавился второй датчик (синяя стрелка).

Кстати сказать, 24-й мотор может отвечать нормам Евро-4.

Характерные симптомы неисправного состояния ДПДЗ

Благодаря правильному функционированию датчика положения дроссельной заслонки, топливная система двигателя автомобиля ВАЗ-2110 работает со сглаживающим эффектом. То есть транспортное средство двигается плавно, а педаль газа хорошо отзывается на нажатие. Поэтому неисправность ДПДЗ можно заметить практически сразу по следующим признакам:

  1. Плохой запуск двигателя.
  2. Заметное увеличение расхода топлива.
  3. Движения автомобиля прерывистые.
  4. Заметны холостые обороты двигателя в запущенном состоянии.
  5. Загорается сигнал на приборной панели Check e
  6. Машина плохо разгоняется из-за задержек в ускорении.
  7. Слышны хлопки во впускном коллекторе.

Конечно же, эти признаки неисправного состояния датчика могут наблюдаться не все сразу. Но даже если вы заметили только один из названных признаков, стоит провести компьютерную диагностику транспортного средства в сервисном центре.

Описание и особенности замены датчиков

Где находятся все датчики на ВАЗ 2112 16 клапанов и за что они отвечают? Расположение датчиков, а также их назначение описаны ниже. Весь список контроллеров включает в себя множество устройств, но все датчики ВАЗ мы описывать не будем, а уделим внимание только самым основным.

Положения дроссельной заслонки

Новый ДПДЗ для автомобиля

Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ считывает показания в соответствии с положением педали газа. ДПДЗ расположен на корпусе дроссельной магистрали, он связан с осью дросселя механическим путем. Сам по себе этот девайс представляет собой резисторное устройство потенциометрического типа — один вывод ДПДЗ предназначен для подключения к бортовой сети, а второй соединяется с массой. Третий вывод подключается к контроллеру, который, в свою очередь, определяет положение заслонки, опираясь на показания с других регуляторов.

Выход из строя регуляторов может произойти как в результате износа, так и после мойки двигателя, если он будет задет. Для их замены потребуется только отключить устройство от цепи питания и выкрутить болты, на которых крепится датчик дроссельной заслонки ВАЗ. При установке необходимо правильно подключить контакты.

Скорости

Датчик скорости ВАЗ предназначен для информирования автомобилиста о том, с какой скоростью движется машина. Качество этих устройств в целом — среднее, их поломка приводит к ухудшению динамики транспортного средства. Эти устройства монтируются в прорези коробки передач, их принцип функционирования основан на эффекте Холла.

Обозначение контактов для подключения ДС

На регулятор поступает 12-вольтный сигнал от контроллера. Устройство передает на него сигнал определенной частоты, которая зависит от скорости езды машины. Кроме того, устройство также участвует в управлении системой впрыска. Чтобы произвести замену ДС, сначала необходимо отключить его от цепи питания, а затем выкрутить при помощи гаечного ключа из места установки. Как видите, ничего сложного в этом нет.

Чтобы понять, что контроллер скорости подлежит замене, необходимо просто последить за работой двигателя — обычно симптомы говорят за себя:

  1. Обороты силового агрегата стали плавать, особенно при движении на нейтральной передаче или во время стоянки автомобиля. В некоторых случаях двигатель может произвольно отключаться, если водитель не жмет на педаль газа.
  2. Основной симптом — на спидометре не показывается скорость движения машины. Стрелка может вовсе не подниматься либо поднимается и падает, в общем, в целом работает некорректно.
  3. Еще один признак, по которому можно определить поломку — увеличился расход бензина. Разумеется, такой симптом может сказать о разных неисправностях в работе мотора, но если обороты плавают, а скорость показывается некорректно, то следует подумать о замене ДС.
  4. Мощность мотора в целом снизилась.

Коленвала

Контроллер положения коленвала ВАЗ состоит из обмотки, а также намагниченного сердечника. ДПКВ — это устройство индукционного типа, его предназначение заключается в мониторинге прохождения 60 зубцов коленвала мимо сердечника, все эти зубцы расположены с промежутком 6 градусов. Следует отметить, что их число на валу не полное — два зубца отсутствуют, в результате чего имеется незначительный промежуток. Именно в тот момент, когда датчик положения коленвала улавливает отсутствие зубцов, он образует специальный сигнал, который передается блоку управления (автор видео о запуске двигателя при неисправном ДПКВ — канал Автоэлектрика ВЧ).

Блок, в свою очередь, начинает рассчитывать частоту вращения вала, параллельно отправляя импульсы на форсунки. Найти датчик коленвала ВАЗ не трудно — он расположен на крышке масляного насоса.

Необходимость замены элемента возникает в том случае, если в работе авто проявляются такие признаки:

  • запуск двигателя стал более трудным;
  • силовой агрегат в целом работает нестабильно;
  • мощность ДВС снизилась;
  • при повышенных нагрузках наблюдается детонация.

Для замены ДПКВ в домашних условиях нужно выполнить простые действия:

  1. Сначала отключите зажигание и найдите контроллер.
  2. Отключите от него штекер питания.
  3. Гаечным ключом открутите болт, фиксирующий регулятор.
  4. Произведите демонтаж устройства из места посадки и установите вместо него новый ДПКВ.

1. Сначала отсоедините колодку с питающей проводкой от ДПКВ.

2. Затем, используя гаечный ключ, открутите болт, который фиксирует контроллер.

3. Демонтируйте ДПКВ из места установки и вмонтируйте вместо него новый девайс.

Распредвала

Контроллер распредвала или датчик фаз (ДФ) ставится только на 16-клапанные моторы. Данные, полученные от ДФ, используются для обеспечения впрыска топливной смеси в конкретный цилиндр. Если контроллер распредвала выходит из строя, подача горючей смеси осуществляется в попарно-параллельном режиме. Это, в свою очередь, приводит к тому, что горючая смесь становится более обогащенной.

В автомобилях ВАЗ 2110 ДФ расположен сверху ГБЦ, прямо за шкивом впускного распределительного вала. На этом шкиве имеется задающий диск с определенными количеством зубцов и провалом там, где их нет. Когда ДФ фиксирует провал, в этот момент открывается впускной клапан цилиндра 1.

Чтобы произвести замену ДФ, необходимо действовать по такому плану:

  1. В первую очередь, следует выключить зажигание, также от питания можно отключить аккумулятор.
  2. Чтобы демонтировать устройство, необходимо отсоединить разъем фиксации, представляющий собой пластмассовый язычок.
  3. После того, как питание от устройства будет отключено, при помощи гаечного ключа (удобнее использовать торцевой), необходимо выкрутить два болтика, который фиксируют регулятор. Далее, прижимая устройство к головке блока цилиндров, его просто необходимо вытащить старый и установить новый регулятор.

Замена ДПДЗ

Замена автодатчика проходит в несколько этапов, она довольно проста, ее может провести даже начинающий автолюбитель. Сначала нужно выключить зажигание и отсоединить провод от клеммы со знаком минус на аккумуляторной батарее. Потом следует отжать защелку из пластика, а также отключить от датчика колодку с имеющимися проводами. Чтобы полностью снять заменяемый прибор, следует открутить два болта с помощью крестовидной отвертки.

Датчик дроссельной заслонки снятие в ВАЗ 2110

В качестве уплотнителя между патрубком дросселя и датчиком применяется поролон. Он является комплектующим и тоже нуждается в замене. При установке купленного прибора нужно тщательно затянуть винты крепления до окончательного сжимания кольца.

После установки датчика следует подключить провода. Поскольку последующего регулирования не требуется, можно считать работу завершенной. Полностью весь процесс по смене прибора занимает не более четверти часа.

Зачем он нужен

Датчик положения заслонки отвечает за определение текущего положения дросселя. В зависимости от этого, система подачи топлива меняет количество подаваемого горючего при том или ином режиме работы силового агрегата.

При возникновении проблем с ним можно обратиться на СТО, чтобы не тратить силы и нервы. Но на практике самостоятельно поменять ДПДЗ достаточно просто, плюс вы сэкономите приличную сумму денег.

Располагается искомый регулятор сбоку дроссельного патрубка на оси дроссельной заслонки.

Расположение регулятораРасположение регулятора

Особенности работы

ДПДЗ по своей сути является переменным резистором, на один выход которого подается питание в 5 Вольт. Второй контакт связан с массой, а третий подключается к контроллеру.

Когда вы нажимаете на педаль газа, меняется напряжение. Датчик следит за показателями выходного напряжения на контроллере, тем самым регулирует и контролирует качество подаваемой топливовоздушной смеси. Это напрямую зависит от угла открытия самой заслонки.

Если по каким-то причинам этот регулятор выходит из строя, катастрофы не произойдет, поскольку временно его функции возьмет на себя другой датчик — массового расхода воздуха.

Это вовсе не означает, что ДПДЗ можно не менять. У каждого регулятора свои функции, потому перекладывать задачи ДПДЗ на ДМРВ не стоит.

Расположение и принцип действия измерителя

Датчик устанавливается на блоке дроссельной заслонки и механически соединяется с ее осью. Благодаря этому прибор способен решать 3 задачи:

  • сообщать контроллеру, на какой угол открыт дроссель в данный момент;
  • сигнализировать о полном закрытии подачи воздуха (водитель отпустил педаль акселератора);
  • отслеживать скорость открытия заслонки.

На основании этой информации электронный блок управления силовым агрегатом (ЭБУ) принимает решение об увеличении или уменьшении топливоподачи и впрыске горючего для интенсивного разгона при резком нажатии на педаль газа.

Справка. На автомобили ставятся ДПДЗ двух типов: резистивные и бесконтактные. Первые дешевле и потому встречаются на всех бюджетных машинах. Вторые надежнее и дороже, устанавливаются на авто средней и высокой ценовой категории.

Алгоритм работы резистивного датчика следующий:

  1. На холостом ходу заслонка закрыта и воздух идет в мотор по отдельному каналу. Напряжение на выходе прибора не превышает 0,5 вольт, контроллер подает горючее для поддержания холостых оборотов двигателя.
  2. Когда водитель нажимает педаль газа, ползунок датчика перемещается по пленке с резистивным напылением. Сопротивление электрической цепи, куда последовательно включен прибор, уменьшается.
  3. ЭБУ «видит» рост напряжения в цепи измерителя, делает расчет, готовит топливовоздушную смесь в требуемом количестве и подает ее в цилиндры. Максимальный вольтаж при полностью открытом дросселе составляет около 4,5 В.
  4. Когда шофер резко давит педаль акселератора, контроллер отмечает аналогичный скачок напряжения и выдает порцию обогащенной смеси для динамичного разгона.

Схема управления дроссельной заслонкой

Примечание. Значения рабочего напряжения указаны для распространенного российского авто – ВАЗ 2110.

Бесконтактный датчик положения дросселя функционирует идентично. Разница заключается в способе воздействия на электрическую цепь. Резистивный прибор меняет сопротивление при помощи ползунка, движущегося по пленке, а бесконтактный – за счет магнитно-резистивного эффекта. Благодаря такому принципу действия ДПДЗ служит значительно дольше и не создает проблем хозяину машины.

Артикулы

Для датчиков кислорода сначала использовалось обозначение 21120-3850010. Затем появился артикул с цифрами 1118 (см. фото). Похоже, он относится к датчику нового типа. Проще будет использовать артикулы BOSCH.

Артикулы выхлопной системы 2112

Выхлопная система двигателя ВАЗ-21120

Перечислим артикулы остальных датчиков:

  • ДМРВ (21124 или 21120): 21083-1130010-01, -10, -20;
  • ДМРВ (мотор 21120 c ЭБУ Январь 4.1): 2112-1130010, -01;
  • ДПДЗ: 2112-1148200;
  • РХХ: 2112-1148300-02;
  • ДПКВ: 2112-3847010, -01, -03, -04;
  • ДТОЖ: 2112-3851010, -01, -02, -05;
  • Датчик скорости: 2110-3843010-13, -18;
  • ДПРВ: 2112-3706040, -02, -03;
  • ДД: 2112-3855020, -01, -02, -03;
  • Датчик давления масла: 2106-3829010, -01, -02;
  • Датчик уровня тосола: 2110-3839310-10, -11, -12, -13, -14;
  • Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости: 2101-3808600, -02, 2106-3828010.

Три последних датчика к блоку ЭБУ не подключаются. Зато может быть подключён датчик неровной дороги (2123-1413130). На работу двигателя он влияет, хотя и закреплён на кузове.

В составе двигателей с ЭБУ Январь 4.1 датчиков кислорода нет.

Вообще на хэтчбеках ВАЗ-2112 датчики могут использоваться другие – не те, что указаны в списке. Но тогда речь идёт о 8-клапаннике. А всё, что мы указали, относится к 16-ти клапанам, вот схема этого двигателя.

Проверяем работу датчика положения дроссельной задвижки

Чтобы самостоятельно проверить ДПДЗ, не обязательно вызывать автоэлектрика для консультации. Для этого нужен мультиметр или вольтметр. Далее специалисты предлагают пошаговую инструкцию проверки датчика.

Первый шаг – необходимо повернуть ключ в замке зажигания, снять показатели напряжения между контактом ползунка датчика и «минусом». В нормальном состоянии показатель будет до 0,7 В.

Второй шаг – нужно повернуть пластиковый сектор и открыть заслонку, после чего снова сделать замеры. В нормальном состоянии датчика прибор покажет результат от 4 В.

Читайте также: Тюнинг приборной панели ВАЗ-2110

Третий шаг – следует полностью включить зажигание (в результате этого разъем вытянется), измерить сопротивление между ползунком и любым выводом. При вращении сектора необходимо следить за прибором измерения:

  • при плавном движении стрелки мультиметра или вольтметра датчик исправен;
  • при резких скачках стрелки прибора ДППЗ неисправен.

После определения неисправности датчика его можно отрегулировать либо заменить. Как поступить правильно, вам подскажут в сервисном центре по ремонту автомобилей марки ВАЗ-2110.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: