Ваз 2101 — Электросхема

Благодаря компании Фиат, которая выиграла тендер на строительство автомобильного завода в СССР в 1970 году, больше сорока лет наши автолюбители могут наслаждаться итальянским качеством и продуманной конструкцией. Конструкция ВАЗовских моделей безнадежно устарела, но не перестает исправно работать и приносить пользу своим рачительным владельцам.

Содержание:

  1. Схема электрооборудования ВАЗ 2101
  2. Работа с электрооборудованием ВАЗ 2101
  3. Аккумулятор ВАЗ 2101
  4. Общие вопросы по электрооборудованию ВАЗ 2101

Схема электрооборудования ВАЗ 2101

То же относится и к электрооборудованию всей классики. Пожалуй, в середине ХХ века это была одна из самых прогрессивных и жизнеспособных систем в Европе. Благодаря ВАЗ 2101 мы узнали, что такое настоящий комфортный автомобиль.

Настоящий комфортный автомобиль

Пример практичности и долговечности, ВАЗ 2101 электросхема которого будет темой нашего разговора, можно изучать на уроках по устройству автомобиля. Если вы освоите эту схему, будет гораздо проще понять более современные и сложные конструкции. Мы представили на страничке однопроводную оригинальную схему в отличном разрешении, поэтому она может стать предметом изучения тех поломок электрооборудования, которые донимают владельцев классических автомобилей ВАЗ.

Схема электрооборудования

Работа с электрооборудованием ВАЗ 2101

Пере тем, как приступать к ремонту или замене любого электрического оборудования ВАЗ 2101, стоит усвоить несколько простых правил, которые помогут избежать ошибок и неприятностей. Они просты и очевидны, но обязательны к выполнению.

  1. Все электрооборудование автомобиля ВАЗ 2101 выполнено по однопроводной схеме. Исключение составляют только свет в салоне, розетка для удлинителя под бардачком и звуковой сигнал.
  2.  Категорически запрещается заменять предохранители в блоке всяким хламом — фольгой от сигарет, монетами и прочими жучками. Это может привести как минимум к выходу из строя электрооборудования, в худшем случае — к возгоранию.
  3. Никогда не снимайте с автомобиля аккумулятор при запущенном двигателе. Это выведет из строя реле-регулятор, генератор и другие устройства.
  4.  Проверку работы генератора можно проводить только 12-вольтовыми приборами или тестером. Никогда не замыкайте на массу плюсовой провод во избежание выхода из строя диодного моста выпрямителя тока.
  5. При любых сварочных работах следует отключать аккумулятор от бортовой сети. Вследствие перепадов или пробоев он может выйти из строя.
  6. Проявляйте аккуратность при работе с проводами высокого напряжения и не допускайте их прямого замыкания на массу, а также ни в коем случае не проводите в одной связке провода высокого и низкого напряжения.
  7. Следите за натяжением ремня привода генератора и не допускайте его полного износа.

Руководствуясь этими простыми правилами, вы продлите жизнь электрооборудованию ВАЗ2101 и избавите себя от лишних затрат.

Гребёнка

Аккумулятор ВАЗ 2101

Некоторые владельцы стареньких Жигулей еще пользуются АКБ старого образца и не спешат с ними расставаться. Насколько есть в этом смысл, не нам решать, но при их эксплуатации возникают трудности, которые можно преодолеть малой кровью, даже в тех случаях, когда казалось бы, АКБ стоит списать на берег. Вот несколько советов по поводу продления жизни старого аккумулятора.

Аккумулятор

Если в дороге или неважно где, лопнул или надкололся корпус аккумулятора, его можно восстановить обычным дихлофосом — аэрозолем от насекомых. Для этого достаточно слить остаток электролита из батареи, промыть ее дистиллированной водой, а затем просушить и смочить дихлофосом место трещины. Обычный одноразовый стаканчик от кофе — отличный источник полистирола, который растворившись в дихлофосе, намертво зафиксирует трещину.
Токопроводящую пленку, которая приводит к саморазряду аккумулятора, обнаружить удается не всегда, а если проблема налицо, то выяснить, есть ли токопроводящий налет на поверхности батареи можно омметром. Один вывод удерживаем на плюсовой клемме, а другим медленно проводим от края к клемме. Если есть загрязнения, то прибор покажет напряжение саморазряда.

Общие вопросы по электрооборудованию ВАЗ 2101

Схема электрооборудования ВАЗ 2101 включает в себя массу элементов разной степени сложности. Некоторые из них, такие как фары, трамблер, реле регулятор, генератор, требуют внимания только по случаю, а плавкие предохранители, которые расположены с левой стороны от руля, иногда напоминают о себе чаще, чем нужно. Этому виной короткие замыкания в цепи или выход определенного прибора из строя. Не стоит заменять предохранитель, не выявив причину, которая привела к его перегоранию. А тем более, ставить жучки, о чем уже говорили. Причем заменяя предохранитель, обязательно нужно сверяться с номиналом, иначе неприятность может повториться.

Прослужит долго

Если вы будете уважительно относиться к электросистеме стареньких Жигулей, то она прослужит долго и не будет доставлять лишних неприятностей. Следите за амперметром, и счастливой дороги!

Что необходимо знать об автомобильной электрической схеме

Автомобильная электросхема – это схема расположения электрических проводов, задействованных в транспортном средстве. Собственно, это документ для определенной марки автомобиля, в котором графически зафиксированы все пиктограммы тех деталей и элементов, что связаны с работой электрической сети транспортного средства. Каждая такая графическая электросхема имеет четкую структуру:

  • определенный порядок значков элементов (то есть каждый из них пронумерован);
  • обязательное разъяснение всех пиктограмм и нумерации.

Еще одно обязательное условие для графической электрической схемы любого транспортного средства – это реальное размещение всех указанных на ней элементов.

Это необходимо для того, чтобы автолюбитель или автомеханик смог быстро разобраться в принципе работы электрической системы автомобиля. Так, каждая графическая схема автомобильной электрической схемы должна включать в себя изображения элементов трех категорий:

  1. Источники питания, например, гальванические элементы (их функция – вырабатывать электрический ток).
  2. Специальные устройства для преобразования электроэнергии (электродвигатели).
  3. Узлы для передачи электричества (проще говоря, проводники).

Все названные детали имеют свое конкретное обозначение или пиктограмму, а трассы прохождения токопроводящих проводов обозначаются различными цветами (тем же цветом, каким он окрашен в реальности). В случае большого количества различных элементов трассы изображаются по отрезкам, с обязательным указанием мест разрывов и соединений на схеме. Для того чтобы не запутаться в графических схемах, специалисты разработали ряд информационных таблиц, прилагающихся к электросхемам.

Если автолюбитель все эти обозначения знает и различает, то разобраться в любой автомобильной электросхеме ему будет легко (даже если это схема незнакомого транспортного средства). Такие знания помогают при проведении самостоятельно капитального ремонта или устранении текущих неисправностей, имеющихся в машине.

Также знание всех обозначений автомобильной схемы электропроводки пригодится в ситуации, когда понадобится в автомобиле подключить дополнительный элемент, который требует потребления электроэнергии. К таким дополнительным приборам относятся сигнализация, автомагнитола или автокондиционер. Для подключения прицепа в некоторых случаях также может понадобиться знание всех графических обозначений автомобильной электросхемы.

Читайте также: Регулировка клапанов ВАЗ-2101

Исторический экскурс

Первенец Волжского автозавода ВАЗ 2101 впервые появился на отечественных дорогах в 1970 году. Тогда с апреля про декабрь собрали более 21 000 автомобилей, а в 1974 году годовой выпуск составил более 370 тысяч автомобилей.

проводка ваз 2101

Габаритные размеры ВАЗ 2101

Автопроизводитель постоянно совершенствовал модель, и в результате на свет появился ВАЗ 21011, на который:

  1. Устанавливался более мощный мотор объемом 1,3 л (у ВАЗ 2101 – объемом 1,1л);
  2. На задние стойки вынесли вентиляционные решетки салона;
  3. Устанавливались повторители поворотов и стоп-сигналы со специальными отражателями.

Справочно: схема электропроводки ваз 21011 отличалась от «донорской» из-за изменения панели приборов и добавления в задней части кузова фонаря заднего хода.

Кроме упомянутой модификации ВАЗ 21011 автопроизводитель выпустил модель ВАЗ 21013, а основным отличием был:

  1. двигатель объемом в 1,2 литра;
  2. подвесная педаль газа;
  3. управление омывателем лобового стекла с помощью ножного привода.
схема проводки ваз 2101

Рекламный фото-плакат ВАЗ 21011-21013

Справочно: государство всячески рекламировало новинку. Об этом свидетельствует тот факт, что на видео и кинолентах тех лет автомобили семейства ВАЗ встречались намного чаще.

Меры профилактики

Чтобы схема проводки ВАЗ 2101 всегда работала без сбоев, необходимо руководствоваться определенными мерами профилактики:

  1. В первую очередь, используете только те предохранители, которые соответствуют номиналу. Если гнездо рассчитано на 10 ампер, в него нельзя ставить предохранители на 15А или 20А, это приведет к их ускоренному выходу из строя. Также не нужно ставить менее мощные предохранители, разве что в качестве исключения, чтобы доехать до магазина и купить нужную деталь.
  2. При установке тех или иных девайсов, а также ремонте проводки, проследите за тем, чтобы провода были уложены правильно и не соприкасались с движущимися частями. В противном случае, это может привести к их притиранию и, соответственно, дальнейшей поломке.
  3. Не используйте разветвитель прикуривателя, подключая к нему множество различных гаджетов. Сам прикуриватель рассчитан на определенную мощность, а если вы используете разветвитель на 2 или больше гнезд, нагрузка на устройство увеличивается в разы. Хорошо, если в итоге перегорит предохранитель, вам нужно будет его заменить, однако результатом может быть и замыкание проводки, что может привести к возгоранию.

Сталкивались ли вы с проблемами неработоспособности проводки на авто?

Опрос

  • Да
  • Нет
  • Не знаю (свой автомобиль не ремонтирую)
 Загрузка …

Особенности электросхемы ВАЗ-2101

Электросхема ВАЗ-2101Для ВАЗ-2101 также есть стандартная электросхема, составленная специалистами завода-изготовителя данного автомобиля. Ее основные особенности заключаются в следующем:

  1. Схема электрооборудования постоянного тока – однопроводная.
  2. Подключение постоянного тока ведется от «массы» до «минусовой» клеммы источника тока (на ВАЗ-2101 такая проводящая линия «масса – минус» – весь корпус, то есть все приборы, потребляющие электроэнергию, выводятся одним проводом на «массу»-корпус).
  3. Источник постоянного тока – аккумулятор со следующими характеристиками:
    • марка – 6-СТ-55 ЭМ;
    • напряжение – 12 В.
  4. Генератор переменного тока со следующими характеристиками:
    • марка – Г221;
    • мощность – 500 ВТ;
    • наличие селеновых выпрямителей (они встраиваются в заднюю крышку этого прибора);
    • номинальный ток – 42 А;
    • максимальный ток при допустимой нагрузке – 53 А (при 5 000 оборотов/минуту);
    • напряжение – 14,5 В.
  5. Регулятор напряжения со следующими характеристиками:
    • марка РР380;
    • автоматическая регулировка (двухступенчатого типа).
  6. Аккумулятор со следующими характеристиками:
    • емкость – 55 А·ч;
    • режим разрядки – 20 часов.

Электросхема ВАЗ-2101Подключение всех перечисленных элементов на ВАЗ-2101 производится по параллельному типу.

Для ВАЗ-2101 разработана еще и схема предохранителей, которые нужны для предупреждения короткого замыкания в электроцепи на определенном замкнутом участке (именно он и зарисован на электросхеме). Для удобства и быстрого поиска вышедшего из строя предохранителя вся графическая схема разделяется на десять частей. Именно такое количество предохранителей задействовано на ВАЗ-2101. Они также обозначены различными цветами и пронумерованы в соответствии с реальными данными.

Если один из элементов электрической проводки транспортного средства находится в аварийном состоянии, потребуется немедленная его замена. В таком случае без знания электросхемы не обойтись.

Особенности модели ВАЗ 2101 и ее модификаций

На автомобилях семейства ВАЗ применялась однопроводная система электропитания. Ее особенностью было то, что роль второго провода «-» отводилась кузову автомобиля. Поэтому минусовые выводы всех приборов и исполнительных механизмов должны были иметь качественный контакт с металлическим кузовом.

электропроводка ваз 2101

Блок предохранителей защищал практически все устройства

Блок предохранителей

Электропроводка ваз 2101 была защищена плавкими предохранителями, объединенными в цепи по силе тока:

  1. Предохранитель №1 (16А) защищал клаксон, розетку для аварийной переноски, плафоны освещения в салоне, прикуриватель и стоп-сигналы;
  2. Предохранитель №2 (8А) обслуживал электрическую цепь реле и двигателя стеклоочистителя, электрический двигатель отопителя салона;

Справочно: у моделей ВАЗ 21011 и ВАЗ 21013 на второй предохранитель выводился и мотор омывателя. Соответственно и электропроводка ваз 21011 отличалась дополнительным проводом в подкапотном пространстве. На классике он приводился в действие резиновой грушей, а кнопка управления располагалась на панели приборов.

  1. Предохранитель №3 (8А) – контрольная лампа включения дальнего света и левая фара (дальний свет);
  2. Предохранитель №4 (8А) – правая фара (дальний свет);
  3. Предохранитель №5 (8А) – ближний свет левой фары;
  4. Предохранитель №6 (8А) – ближний свет правой фары;
  5. Предохранитель №7 (8А) – контрольная лампа габаритного света, левая лампа подфарника, габаритный свет правого заднего фонаря, освещение багажника, заднего номерного знака, лампа подсветки комбинации приборов;
  6. Предохранитель №8 (8А) – габаритный свет правого подфарника, подсветка прикуривателя, габаритный свет левого заднего фонаря, лампа освещения подкапотного пространства;
  7. Предохранитель №9 (8А) защищал контрольные лампы на приборной панели: лампу давления масла, лампу температуры охлаждающей жидкости, контрольную лампу уровня топлива и уровня тормозной жидкости, указатели поворота и лампу низкого заряда АКБ;
  8. Предохранитель №10 (8А) защищал цепь обмотки возбуждения генератора и регулятор напряжения.
проводка на ваз 2101

Электропроводка на ваз 2101, защищенная блоком предохранителей

Справочно: На моделях ВАЗ 21011 и 21013 устанавливалась крышка расширительного бачка тормозной жидкости с поплавком. Схема электропроводки ваз 21013 предусматривала цепь с прерывателем и контрольной лампой. И при уменьшении уровня жидкости до критической отметки, на панели приборов зажигалась контрольная лампа.

Панель приборов

Внутреннее убранство автомобилей ВАЗ 2101 и их модификаций ВАЗ 21011 и 21013 постоянно совершенствовалось. Так, например, сидения имели иную конфигурацию, позволяя владельцу образовать спальное место, чем выгодно отличались от итальянского варианта. А в панели приборов появился отечественный радиоприемник А-370.

Дополнительная информация Схема проводки ваз 2110 инжектор – особенности работы.

схема электропроводки ваз 21011

Панель приборов ВАЗ 2101 с ручным омывателем лобового стекла

Это привело к тому, что цена автомобиля выросла на 100 рублей. Но это не останавливало покупателей, т.к. сулило новый комфорт за рулем.

Благодаря этому схема проводки ваз 21011 обзавелась новыми электрическими цепями:

  1. Экранированный шнур внешней антенны проходил от левого переднего крыла под торпедо к радио;
  2. От блока предохранителей №8 осуществлялось питание радио.

На моделях ВАЗ 21011 и ВАЗ 21013 стали устанавливать электромотор омывателя ветрового стекла.

Это отразилось на функциональности панели приборов;

  1. Ручной привод омывателя больше не устанавливался;
  2. Для активации омывателя управление перенесли на подрулевой переключатель режимов работы стеклоочистителей («дворников»);
  3. Цепь мотора омывателя была защищена плавким предохранителем №2.

Справочно: спустя годы замена проводки ваз 2101 вызывала недоумение у владельцев. Поскольку, в комплекте проводов был «лишний» провод с разъемом. На самом деле этот провод подавал питание через подрулевой переключатель на мотор омывателя.

Читайте также статью Схема проводки ВАЗ 21124: разбираемся в тонкостях.

Подкапотное пространство

По требованию советских инженеров, специалисты компании Fiat переработали некоторые узлы в подкапотном пространстве. В результате чего схема проводки ваз 2101 изменилась.

Но останавливаться на этом не стали, и в рамках самостоятельной рационализации:

  1. Заменили способ крепления клемм на аккумуляторной батарее (итальянские типа «барашек» заменили на обычные с гайкой на «10»);
  2. Отказались от резиновой «грелки» для хранения воды омывателя ветрового стекла;
  3. Модернизировали реле заряда аккумуляторной батареи.
схема проводки на ваз 2101

Подкапотная проводка на ваз 2101 на модификациях претерпела изменения

Справочно: емкость для хранения воды омывателя («грелка») располагалась прямо над катушкой зажигания. И неудачные попытки ее пополнения приводили к залитию катушки. Поэтому, многие владельцы своими руками герметизировали катушку с помощью полиэтилена.

Видео «Как заменить колодку предохранителей в ВАЗ 2101»

Подробная инструкция по замене колодки в «Копейки» и других классических ВАЗах приведена на видео ниже (автор — канал Ramanych).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: